С какого возраста начинать развивать творческие способности малыша
Многие родители интересуются, когда лучше начинать приобщать ребенка к творчеству, чтобы вовремя стимулировать его развитие, но при этом избежать эмоциональной и физической перегрузки. Какую поддержку оказывать и как правильно мотивировать? Об этом мы узнали у Екатерины Калачиковой, руководителя Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы.
Чем раньше начнете, тем лучше
Творческое развитие желательно начинать с самого раннего возраста, поскольку, например, музыку дети слышат еще до рождения. Доказано, что классические произведения позитивно влияют на коэффициент интеллекта и формирование нервной системы ребенка. Также будут полезны младенцу интересные прогулки, дающие разнообразные звуковые и тактильные ощущения, специальные развивающие игрушки, пальчиковые краски и, конечно, игровое общение с близкими.
В год-полтора, когда малыш научится держать карандаш, познакомьте его с изобразительным искусством. Рисование улучшает мелкую моторику рук, также, как и лепка, аппликация, ускоряя когнитивное развитие ребенка.
В 3-4 года можно начать вовлекать детей в игровые развивающие занятия, которые поддержат интерес к творчеству, а также занятия по хореографии для повышения двигательной активности. Можно приступить к развитию актерских способностей, так как у малышей в этом возрасте богатое воображение. А обучать игре на музыкальных инструментах рекомендуется начинать чуть позже, в четыре-пять лет.
Пробуйте разные виды творчества
Помогают в развитии творческой личности и походы на детские праздники, концерты, в театры. Чаще всего дети начинают посещать спектакли после 2,5–3 лет, но есть и те, кто охотно смотрят представления уже в полтора-два года – здесь многое зависит от характера и усидчивости. Также очень важен правильный выбор постановки, в соответствии с возрастом ребенка, его интересами и психическими особенностями.
Проведите рефлексию: понаблюдайте за реакциями и поведением ребенка во время представления, спросите о впечатлениях об увиденном/услышанном после, что понравилось, а что - нет. Если взаимоотношения с ребенком доверительные, выявить его творческие задатки не составит труда. И, скорее всего, ребенок проявит себя сразу в нескольких направлениях творчества. Поэтому стоит пробовать разные виды творческой активности, опираясь прежде всего на интерес малыша к происходящему вокруг.
Создайте творческую среду
Обустройте дома удобное место для детских творческих занятий, украсьте его игрушками, рисунками. Делайте вместе с ребенком поделки из подручных материалов, пойте и танцуйте вместе с ним, играйте в творческие игры. Найдите детский сад, где ваш ребенок может реализовать себя в заинтересовавших его творческих направлениях – от классического музыкального, хореографического или художественного образования – до сценического мастерства, дизайна и робототехники. Хороший вариант – школа искусств, только в Москве работают 140 таких государственных школ по самым разным направлениям, и в большинстве из них имеются подготовительные отделения для детей от 3-4 лет в программу которых наряду с общей подготовкой, ритмикой, хоровым пением, также входит знакомство с различными инструментами: дети приходят в классы к преподавателям разных специальностей и могут послушать и попробовать поиграть на разных инструментах. Подобные же курсы существуют в хореографических и художественных школах. Занятия на подготовительных курсах послужат отличным стартом и для поступления в дальнейшем в творческую школу.
Выбирая сад и школу искусств, заранее сходите туда с ребенком на День открытых дверей, чтобы познакомиться с жизнью школы, пообщаться с педагогами, родителями, детьми. Обязательно обратите внимание, насколько комфортно вашему сыну или дочке в этом учреждении, поскольку полноценное творчество возможно только в приятной атмосфере.
Вдохновляйте, а не критикуйте
С годами увлечения юных творцов могут меняться. Если ваш малыш сначала захочет рисовать, а через год-полтора потеряет интерес к этому занятию, не стоит упрекать за это. Лучше спросите, что еще он хотел бы попробовать. И не критикуйте плоды творческого труда ребенка. Если хотите дать совет, то сначала искренне похвалите и обозначьте успехи, а позже дружелюбно и деликатно отметьте, что можно улучшить.
Главная задача взрослых – поддержать ребенка во всех его творческих начинаниях, прислушиваться к нему, не подавлять индивидуальность. Детское мышление более гибкое, чем у взрослых, дети смотрят на мир иначе и не чувствуют ограничений, характерных для взрослых. Поэтому не стоит создавать им тесные рамки и навязывать удобное взрослым стереотипное мышление. Ведь необычное и непонятное для нас – вовсе не значит неправильное. Дайте возможность малышу уверенно проявлять себя и аккуратно направляйте. Навязывая собственное мнение, мы рискуем подавить любопытство и интерес детей.
Главное – радость и созидание
Помните, что смысл детского творчества не только в том, чтобы научиться хорошо рисовать или петь. Тут дело не в погоне за результатами, поэтому не подгоняйте ребенка, не допускайте переутомления – это только оттолкнет его от дальнейших занятий. Гораздо важнее на практике показать ему, что значит творить, создавать что-то новое, как проявлять инициативу, использовать воображение, придумывать новые идеи и воплощать их в жизнь.
Цель творческих занятий в раннем возрасте – научить малыша познавать окружающий мир, изобретать, придумывать и применять свои знания на практике. А чтобы он активнее включался в творчество, выбирайте моменты, когда малыш и вы в хорошем настроении, не заставляйте его, если не хочет, и проявляйте свою искреннюю заинтересованность в его деятельности, помогайте и поддерживайте. Также не стоит сравнивать детей друг с другом и говорить им, кто лучше, ведь это не погоня за лидерством, а способ почувствовать радость от созидания и взаимодействия с другими людьми.
СМОТРЕТЬ ПОХОЖИЕ ЗАДАНИЯ